ШРИЛА ПРАБХУПАДА: Я очень рад узнать, что Шримати Туласи-деви так благосклонна к вам. Если вы действительно вырастите это растение, а я уверен что вы сделаете это, вы можете не сомневаться, что это будет свидетельством вашей преданности Кришне. Мне очень хотелось ввести поклонение Туласи в нашем Обществе, но до сих пор эти старания не были успешными, поэтому когда я узнал, что у вас появилась такая возможность, моей радости не было границ.


"Хари-бхакти-виласа" о славе Туласи

Из всех деревьев, растений и цветов Туласи-деви—величайшая и самая благоприятная, поскольку можно в совершенстве поклоняться Господу, предлагая Ему просто чистую воду и листья туласи (примеры тому—Рагхунатха дас Госвами и Адвайта Ачарья). Туласи—безупречно чистая, высочайшая преданная, она исполняет все желания и очень дорога Господу Кришне.

Давным-давно на благо всех обусловленных душ Господь Кришна принес Вринда-деви в форме растения туласи и посадил в этом бренном мире. Без листьев туласи Господь Кришна не принимает цветы, пищу или пасту из сандалового дерева. Согласно «Гаруда-пуране», без листьев туласи Господь Кришна даже не посмотрит на подношение. 

туласи вина йа крийате на пуджа
снанам на тат йат туласивинакритам
бхуктам на тат йат туласи винакритам
питам на тат йат туласи винакритам

«Господь не принимает пуджу, омовение, пищу и питье, предложенные без туласи». («Брихад-нарадия-пурана»)

В «Хари-бхакти-виласе», монументальном труде, описывающем правила поклонения Кришне и славу преданного служения, Шрила Санатана Госвами и Шрила Гопала Бхатта Госвами много пишут о Туласи-деви в главе, посвященной предложению воды Господу. Изначально эта книга представляла своего рода отповедь смарта-брахманам, подвергавшим учение Шри Чайтаньи бесконечным нападкам. Они глумились над мнимой сентиментальностью вайшнавов и считали бхакти-йогу уступкой недалеким людям, а не наукой. Скрупулезно изучив писания, Госвами составили «Хари-бхакти-виласу» на основании цитат из Пуран, Тантр и других шастр. Поскольку книга была предназначена не только для вайшнавов, в ней можно найти множество утверждений, дорогих сердцам тех, кто стремится к дхарме, артхе, каме и мокше. Тем не менее, это ничуть не принижает ценности этого труда. Преданные, которые не горят желанием вознестись в рай, могут не опасаться, что поклонение Туласи-деви неминуемо отправит их на небеса. В конце концов, как и любая другая анга преданного служения, поклонение Туласи дарует поклоняющемуся то, к чему он стремится. Итак…


«ХАРИ-БХАКТИ-ВИЛАСА» 
Шрилы Санатаны Госвами и Шрилы Гопалы Бхатты Госвами

Глава о предложении воды Господу

Слава Туласи-деви

feet
Текст 98
Преданный должен отправиться в прославленный лес туласи и служить Туласи-деви, которая доставляет удовольствие стопам Господа Кришны.

 

Текст 99

Служение прекрасному лесу туласи

Преданный должен предлагать аргхью с благовониями, цветами, необрушенными зернами риса и другими составляющими. Затем он должен прославить Туласи-деви, упав перед ней ниц подобно палке (дандават) и произнести следующие мантры. 

 

Текст 100

Мантра для предложения аргхйи

шрийах шрийе шрийавасе
нитйам шридхара-саткрите
бхактйа даттам майа деви 
аргхйам грихна намо `сту те

шрийах - богиня удачи; шрийе - богиня процветания; шрийавасе - обитель богини счастья; нитйам - всегда; шридхара - супруг богини удачи; саткрите - почитаемый; бхактйа - с преданностью; даттам - давать; майа - мной; деви - о богиня; аргхйам - аргхья; грихна - пожалуйста, прими; намах - поклоны; асту - есть; те - тебе. 

«О богиня, ты—слава богини удачи, ты ее обитель и объект поклонения ее супруга. Пожалуйста, прими эту аргхью, которую я предлагаю тебе с преданностью. Я с почтением склоняюсь перед тобой».

 

Текст 101 

Мантра для поклонения Туласи-деви (пуджа-мантра)

нирмита твам пура деви
арчита твам сурасурайх
туласи хара ме папам
пуджам грихна нама `сту те

нирмита - создана; твам - ты; пура - прежде; девайх - полубогами; арчита - поклоняемая; твам - ты; сурасурайх - сурами и асурами; туласи - о Туласи; хара - пожалуйста, устрани; ме - мои; папам - грех; пуджам - поклонение; грихна - пожалуйста, прими; намах - поклоны; асту - есть; те - тебе.

«В древности тебя вырастили полубоги. Тебе поклоняются суры и асуры. О Туласи, пожалуйста, избавь меня от грехов и прими мое поклонение. Я почтительно склоняюсь перед тобой».

 

Текст 102

Молитва, прославляющая Туласи-деви

маха-прасада-джанани
сарва-саубхагйа-вардхини
адхи-вйадхи-хари нитйам
туласи твам намо `сту те

маха-прасада-джанани - мать великой милости; сарва-саубхагйа-вардхини - источник любой удачи; адхи-вйадхи - исцеляющая любые болезни и устраняющая любые опасности; нитйам - всегда; туласи - о Туласи; твам - ты; намах - поклоны; асту - есть; те - тебе.

«Ты—мать великой милости и источник любой удачи. Ты исцеляешь все болезни и устраняешь все опасности. О Туласи-деви, я вновь и вновь почтительно склоняюсь перед тобой». 


Текст 103 

Молитва с просьбами

шрийам дехи йашо дехи
киртим айус татха сукхам
балам пуштим татха дхармам
туласи твам прасида ме

шрийам - богатство; дехи - пожалуйста, дай; йашах - известность; дехи - пожалуйста, дай; киртим - славу; айух - долголетие; татха - итак; сукхам - счастье; балам - силу; пуштим - процветание; татха - итак; дхармам - благочестие; туласи - о Туласи; твам - ты; прасида - пожалуйста, будь милостива; ме - ко мне.

«Пожалуйста, дай мне богатство, известность, славу, долголетие, счастье, силу, процветание и благочестие. О Туласи-деви, пожалуйста, будь милостива ко мне». 


Текст 104

Пранама-мантра (из «Аванти-кханды»)

йа дришам никхилагха-сангха-шамани спришта вапух-павани
роганам абхивандита нирасини сиктантака-трасини
пратйасатти-видхайини бхагаватах кришнасйа самропита
нйаста тач-чаране вимукти-пхалада тасйаи туласйаи намах 

«Я почтительно склоняюсь перед Туласи-деви, один взгляд на которую уничтожает все грехи. Прикосновение к ней очищает тело. Склонившись перед ней, человек исцеляется. Предложивший ей воду может не опасаться Ямараджа. Того же, кто выращивает ее, туласи переносит к стопам Господа Кришны. А тот, кто помещает ее на стопы Господа Кришны, обретает освобождение». 


Текст 105

бхагаватйас туласйас ту
махатмйамрита-сагаре
лобхат курдитум иччхами
кшудрас тат кшамйатам твайа

«Хотя я всего лишь крошечное создание, я все равно стремлюсь погрузиться в океан нектара славы богини Туласи. О богиня, пожалуйста, прости меня».


Слава поклонения лесу туласи


Текст 106

шравана-двадаши-йоге
шалаграма-шиларчане
йат пхалам сангаме проктам
туласи-пуджанена тат

«Сканда-пурана»:
«Поклоняясь Туласи-деви, человек обретает тот же результат, что и поклоняющийся шалаграма-шиле на шравана-двадаши». 


Тексты 107-108

дхатри-пхалена йат пунйам
джайантйам самупочане
кхагендра бхавате нетра
туласи-пуджанена тат

прайага-снана-ниратау
кашйам прана-вимокшане
йат пхалам вихитам деваис
туласи-пуджанена тат

«Гаруда-пурана»:
«О царь-птица, поклоняясь Туласи-деви, человек получает результат вкушения плода дхатри или поста на Джанмаштами. О царь-птица, полубоги говорят, что поклоняясь Туласи-деви, человек обретает тот же результат, что и совершающий омовение в Праяге или умирающий в Варанаси».


Тексты 109-110

чатурам апи варнайам
ашраманам вишешатах
стринам ча пурушанам ча
пуджитештам дадати хи

туласи ропита сикта
дришта спришта ча павайет
арадхита прайатнена
сарва-кама-пхала-прада

«Агастья-самхита»:
«Когда ей ревностно поклоняются, Туласи-деви исполняет желания мужчин и женщин всех четырех варн и ашрамов. Туласи-деви очищает того, кто выращивает, поливает, смотрит или прикасается к ней. Поклонение ей исполняет все желания».


Текст 111

прадакшинам бхрамитва йе
намаскурванти нитйашах
на тешам дуритам кинчид
акшинам авашишйате

Также говорится:
«Те, кто регулярно обходят вокруг Туласи-деви и склоняются перед ней, освобождаются от греха».


Текст 112

пуджйамана ча туласи
йасйа вришмани тиштхати
тасйа сарвани шрейаси
вардханте хар ахар двиджах

«Нарада-пурана», окончание истории Ягьядхваджи:
«Человек, который поклоняется Туласи-деви у себя дома, день ото дня становится все удачливее».


Текст 113

пакше пакше ту сампрапте
двадашйам ваишйа-саттама
брахмадайо пи курванти
туласи-вана-пуджанам

«Падма-пурана», беседа Девадаты и Викундалы:
«О лучший из вайшьев, каждый двадаши полубоги во главе с Брахмой поклоняются лесу туласи». 

 

Слава молитв Туласи 

Текст 114 

ананйа-манаса нитйам
туласим стаути йо нарах
пите-дева-манушйанам
прийо бхавати сарвада

Человек, который с миром на душе прославляет Туласи, становится очень дорог полубогам, питам и людям. 


Слава леса туласи

Тексты 115-122 

ратим бадхнати нанйатра
туласи-кананам вина
дева-дево джагат-свами
кали-кале вишешатах

нитва тиртха-сахасрани
сарван апи шилоччайан
туласи-канане нитйам
калау тиштхати кешавах

нирикшита нараир йас ту
туласи-вана-ваника
ропита йаш ча видхина 
сапраптам парамам падам

на дхатри са-пхала йатра
на вишнус туласи-ванам
тат шмашана-самам стханам
санти йатра на ваишнавах

кешавартхе калау йе ту
ропайантиха бху-тале
ким каришйатй асантушто
йамо пи саха кинкараих

туласйа ропанам карйам
шраванена вишешатах
апарадха-сахасрани
кшамате пурушоттамах

девалайешу сарвешу
пунйа-кшетрешу йо нарах
вапайет туласим пунйам
тат тиртхам чакра-панинам

гханаир йантра-гханибхиш ча
синчитам туласи-ванам
джала-дхарабхир випрендра
пранитам бхувана-трайам

«Сканда-пурана»:
«В век Кали Господу Хари, повелителю вселенной и полубогов, доставляет особое удовольствие лес туласи и ничто другое. В Кали-югу Господь Кришна покидает тысячу святых мест и священные горы, но постоянно пребывает в лесу туласи. Те, кто созерцают или выращивают лес туласи, достигают высочайшей обители Господа. Любое место, где нет Божества Господа Вишну, плодоносящего дерева дхатри, леса туласи или вайшнавов, подобно крематорию. Что может сделать Ямараджа и его слуги с человеком, который в этом мире выращивает для Кришны лес туласи?
Человек должен посадить туласи под звездой Шравана. Верховная Личность Бога простит тысячу оскорблений тому, кто сажает туласи в святых местах или храмах. Место, где посажена туласи, становится святым местом Господа Вишну. О царь брахманов, тот, кто поливает лес туласи водой из кувшинов и других сосудов, удовлетворяет все три мира».


Тексты 123-125 

туласи-гандхам адайа
йатра гаччхати марутах
дишо даша ча питах сйур
бхута-грамаш чатур-видхах

туласи-кананодбхита
чхайа йатра бхавед двиджа
татра шраддхам прадатавйам
питринам трипти-хетаве

туласи-биджа-никарах
патате йатра нарада
пинда-данам критам татра
питринам даттам акшайам

«Сканда-пурана», беседа Брахмы и Нарады:
«Аромат туласи, подхваченный ветром и разнесенный им во всех десяти направлениях, очищает живые существа четырех видов. О брахман, для того, чтобы доставить удовольствие питам, шраддха должна быть предложена в лесу туласи. О Нарада, пинда, предлагаемая питам, приносит им полное удовлетворение, когда она предлагается в месте, где проросли семена туласи».

 

Тексты 126-130 

дришам спришам татха дхйата
киртита намита шрута
ропита севита нитйам
пуджита туласи шубха

навадха туласим нитйам
йе бхаджанти дине дине
йуга-коти-сахасрани
те васанти харер грихе

ропита туласи йават
куруте мула-вистарам
тават коти-сахасрам ту
таноти сукритам калау

йавач чхакха-прашакхабхир
биджа-пушпаих пхалаир муне
ропита туласи пумбхир
вардхате васудха-тале

куле тешам ту йе джата
йе бхавишйанти йе мритах
акалпам йуга-сахасрам
тешам васо харер грихе

«Сканда-пурана»:
«Туласи-деви приносит великое благо тем, кто регулярно созерцают, прикасаются, помнят, прославляют, склоняются, возлагают на голову, сеют, служат или поклоняются ей. Те, кто ежедневно поклоняются Туласи-деви этими девятью путями, попадают в духовный мир, где живет Господь Хари, на десять биллионов юг. С каждым новым корешком Туласи-деви человек, посадивший ее в Кали-югу, обретает плод десяти биллионов благочестивых поступков. С каждой новой веткой, побегом, семенем и цветком Туласи-деви, человек, посадивший ее, обретает результат множества благочестивых поступков. Все его предки и потомки—с начала кальпы и на тысячу юг вперед—вернутся в трансцендентную обитель Господа Хари».


Тексты 131-132 

туласи йе вичинванти
дханйас тат-кара-паллавах
кешавартхе калау йе ча
ропайантиха бху-тале

снане дане татха дхйане
прашане кешаварчане
туласи дахате папам
ропане киртане калау

«Аванти-кханда»:
«Очень удачливы те, кто в Кали-югу сеют Туласи, собирают ее листья и предлагают их Господу Кришне. В Кали-югу Туласи-деви сжигает все грехи того, кто сеет, прославляет, купает, дает в милостыню, помнит, предлагает Господу Кришне и затем почитает ее листья”.


Текст 133 

туласй-аланкрита йе йе
туласи-нама-джапаках
туласи-вана-пала йе
те тйаджйа дурато бхавах

«Каши-кханда», наставление Ямараджи своим посланцам:
«О мои воины, вы должны держаться подальше от тех, кто украшен туласи, повторяет ее имена или охраняет лес туласи». 


Текст 134 

туласи йасйа бхаване
пратй-ахам парипуджйате
тад-грихе нопасарпанти
кадачид йама-кинкарах

«Каши-кханда», Дхрува-чарита:
«Слуги Ямы никогда не войдут в дом, где ежедневно поклоняются Туласи». 


Тексты 135-142 

на пашйанти йамах ваишйа
туласи-вана-ропанат
сарва-папа-харам сарва-
камадам туласи-ванам

туласи-кананам ваишйа
грихе йасмиас ту тиштхате
тад-грихам тиртхи-бхутам хи
но йанти йама-кинкарах

тавад варша-сахасрани
йавад биджа-далани ча
васанти девалоке ту
туласим ропайанти йе

туласи-гандхам агхрайа
питарас тушта-манасах
прайанти гарударутхас
тат падам чакра-панинам

даршанам нармадайас ту
ганга-снанам вишам вара
туласи-дала-самспаршах
самам этат трайам смритам

ропанат паланат срикад
даршанат спаршанан нринам
туласи дахате папам
ван-манах-кайа-санчитам

амра-врикша-сахасрена
пиппаланам шатена ча
йат пхала мхи тад экена
туласи-витапена ту

вишну-пуджана-самйуктас
туласим йас ту ропайет
йугайута-дашаикам са
ропаках рамате диви

«Падма-пурана», беседа Девадатты и Викундалы:
«О благородный вайшья, те, кто сажают лес туласи, не увидят Ямараджу. Лес туласи устраняет все грехи и исполняет все желания. Человек, который выращивает лес туласи, превращает свой дом в святое место. Слуги Ямараджи никогда не войдут в такой дом. Те, кто делают подпорку для туласи, попадают на Девалоку на столько тысяч лет, сколько семян и листьев у деревца. Сердца питов наполняются радостью, когда они вдыхают аромат туласи. Они отправляются в духовную обитель Господа Хари на Гаруде. Созерцание Нармады, омовение в Ганге и прикосновение к листу туласи—три равнозначных благочестивых поступка. Туласи сжигает все грехи, совершенные телом, умом и словами, если человек сеет, защищает, поливает, созерцает или прикасается к ней. Одна ветка туласи равна сотне деревьев пиппала или тысяче деревьев манго. Вайшнав, который сеет туласи, будет сто тысяч юг наслаждаться на Девалоке».


Тексты 143-144 

пушкарадини тиртхани
гангадйах саритас татха
васудевадайо дева
васанти туласи-дале

даридрйа-духкха-рогарти-
папани су-бахунй апи
туласи харато кшипрам
роган ива харитаки

«Падма-пурана», Вайшакха-махатмья:
«Каждый лист туласи содержит Пушкару и все остальные святые места, Гангу и все святые реки, а также Господа Кришну вместе со всеми Божествами. Как харитаки исцеляет от болезней, так и туласи быстро устраняет нищету, страдания, болезни и грех».


Тексты 145-150 

йад-грихе туласи бхати
ракшабхир джала-сичанаих
тад-грихе йамадуташ ча
дурато варджайанти хи

туласйас тарпанам йе ча 
питрин уддишйа манавах
курванти тешам питарас
трипта варчайутам джалаих

паричарйам ча йе тасйа
ракшайабала-бандханаих
шушручито харис таис ту
натра карйа вичарана

навагйа джату карйасйа
врикша-бхаван манишибхих
йатха хи васудевасйа
ваикунтха-бхога-виграхах

шалаграма-шила-рупам
стхаварам бхуви дришйате
татха лакшмйаикам апанна
туласи бхога-виграха

апарам стхаварам рупам
бхуви лока-хитайа ваи
спришам дришам ракшита ча
маха-патака-нашини

«Падма-пурана», Карттика-махатмья:
«Посланцы Ямараджи держатся подальше от дома, где защищают и поливают Туласи-деви. Остатки предложенной воды и туласи удовлетворяют питов на 
десять тысяч лет. Те, кто поклоняются Туласи и защищают ее основание водяным рвом, тем самым поклоняются Господу Кришне и освобождаются от всех долгов. Считая Господа Васудеву простым смертным, человек совершает оскорбление и лишается возможности наслаждаться на Вайкунтхе. Такое же оскорбление—считать шалаграма-шилу обычным камнем. Подобным же образом, мудрые не должны совершать оскорбление, считая Туласи-деви обычным деревом. Туласи-деви—воплощение богини удачи, которая появилась в образе дерева ради блага человечества. Она разрушает величайшие грехи тех, кто смотрит на нее, прикасаются к ней или оберегают ее». 

Тексты 151-154

вишнос траилокйа-натхасйа 
рамасйа джанакатмаджа
прийа татхаива туласи
сарва-локаика-павани

туласи-ваника йатра
пушпантара-шатаврита
шобхате рагхавас татра
ситайа сахитам свайам

туласи-випинасйапи
самантат паванам стхалам
кроша-матрам бхаватй эва
гангейасйаива патхасах

туласи-саннидхау пранан
йе тйаджанти мунишвара
на тешам нарака-клешах
прайанти парамам падам

В «Агастья-самхите» сказано:
«Как Сита-деви дорога Господу Раме, всепроникающему властелину трех миров, так и Туласи-деви, очищающая весь мир, столь же дорога Ему. Господь Рама лично пребывает вместе с Ситой-деви в лесу Туласи, полном сотен ее цветов. Единственное деревце Туласи, как и воды Ганги, очищает любое место в радиусе двух миль. О царь среди мудрецов, те, кто умирают подле Туласи, не будут страдать в аду. Они уходят в духовный мир». 

 

Текст 155

ананйа-даршанах пратар
йе пашйанти тапо-дхана
ахо-ратра-критам папам
тат-кшанат прахаранти те

Также сказано:
«О мудрец, чье богатство—аскеза, те, кто посмотрят на туласи утром сразу после пробуждения, прежде чем смотреть на что-либо еще, в то же мгновение освобождаются от всех грехов, совершенных в течение всех прожитых дней и ночей». 

 

Текст 156

критам йена маха-бхага
туласи-вана-ропанам
муктис тена бхавед датта
пранинам вината-сута

В «Гаруда-пуране» сказано: «О удачливый Гаруда, сын Винаты, тот, кто сажает лес туласи, освобождается.


Текст 157

туласи вапита йена
пунйараме ване грихе
пакшиндра тена сатйоктам
локах сапта пратиштхитах

О царь-птица, тот, кто сажает деревце туласи в красивом саду, в лесу или у себя дома, совершает великое дело, равное сотворению семи миров. 

 

Текст 158

туласи-канане йас ту
мухуртам апи вишрамет
джанма-коти-критат папан
мучйате натра самшайах

Тот, кто хотя бы одно мгновение отдохнет в лесу туласи, освободится от грехов, накопленных за миллионы рождений. В этом нет сомнений. 
(Стихи со 159 по 185 этой главы представляют собой подробный комментарий Шрилы Санатаны Госвами с анализом санскритских слов, предназначенный для оппонентов-смартов—прим. составителя)


Текст 186

туласи-мриттика йатра
каштхам патрам ча вришмани
тиштхате муни-шардила
нишчалам ваишнавам падам

«Сканда-пурана»:
«О тигр среди мудрецов, человек, который носит при себе землю, древесину или листья туласи, превращает свой дом в вечную обитель Господа Вишну.


Тексты 187-188

мангалартхам ча доша-гхнам
павитрартхам двиджоттама
туласи-мула-самлагнам
мриттикам авахрид будхах

тан-мула-мриттикам йо ваи
дхарайишйати мастаке
тасйа тушто варан каман 
прададати джанарданах

О лучший из брахманов, мудрый человек будет носить с собой немного земли, которой касались корни Туласи-деви. Это принесет ему благополучие, избавит от ошибок и очистит. Господь Кришна доволен тем, кто помещает землю, взятую у корней туласи, себе на голову. Господь Кришна исполняет все желания такого человека».


Текст 189

туласи-мула-самбхута
хари-бхакта-падодбхава
гангодбхава ча мрил-лекха
найатй ачйута-рупатам

В «Нарада-пуране», в описании Ганги, сказано:
«Человек, притрагивающийся к земле, которой касалась туласи, преданные Господа Хари или Ганга, обретает вечное духовное тело».


Текст 190

йад-грихе туласи-каштхам
патрам шушкам атхардракам
бхавате наива папам тад-
грихе санкрамате калау

В «Гаруда-пуране» сказано:
«Если в Кали-югу человек хранит у себя дома древесину и листья туласи,— неважно, сухие или свежие,—грех никогда не покажется в его доме».


Тексты 191-198

патрам пушпам пхалам каштхам
твак-шакха-паллаванкурам
туласи-самбхавам мулам
паванам мриттикадй апи

хомам курванти йе випрас
туласи-каштха-вахнина
лаве лаве бхавет пунйам
агништома-шатодбхавам

наиведйам пачате йас ту
туласи-каштха-вахнина
меру-тулйам бхавед аннам
тад даттам кешавайа хи

шарирам дахйате йешам
туласи-каштха-вахнина
на тешам пунар авриттир
вишнулокат катханчана

грасто йади маха-папаир
агамйагаманадикаих
мритах шудхйати дахена
туласи-каштха-вахнина

тиртхам йади на сампраптам
смритир ва киртанам харех
туласи-каштха-дагдхасйа
мритасйа на пунар бхавах

йадй экам туласи-каштхам
мадхйе каштха-чайасйа хи
даха-кале бхавен муктих
папа-коти-йутасйа ча

джанма-коти-сахасраис ту
тошито йаир джанарданах
дайанте те джана локе
туласи-каштха-вахнина

В «Шри-прахлада-самхите», «Шри-вишну-дхарма-пуране» и Уттара-кханде сказано:
«Листья, цветы, плоды, древесина, кора, ветви, веточки, побеги, корни туласи и земля вокруг нее в высшей степени очищающи. Брахманы, которые совершают хому с использованием древесины туласи, за каждое мгновение этой ягьи обретают плоды сотни агништома-ягий. Кто бы ни готовил для Господа Кешавы на огне с использованием древесины туласи, получает результат предложения количества пищи, равного великой горе Меру. Человек, чье тело кремируют с использованием древесины туласи, поднимается на Вишнулоку и никогда не возвращается в этот мир. Даже тот, кто совершил множество грехов, начиная с греха недозволенного секса, полностью очищается, если его тело кремируют с использованием древесины туласи. Даже если человек за всю свою жизнь не посетил ни одного святого места, никогда не медитировал на Господа Хари и никогда не воспевал Его славу,— если его тело кремируют с использованием древесины туласи, он не родится вновь. Даже если человек совершил десять миллионов грехов, он освободится, если его тело кремируют в пламени, где горит хотя бы один кусочек древесины туласи. Те, чьи тела кремированы в огне с древесиной туласи, становятся угодны Господу Хари, как если бы они совершали благочестивые поступки на протяжении десяти биллионов рождений».


Текст 199

йах курйат туласи-каштхаир
акша-малам су-рупиним
каштхи-малм ча йантена
критам тасйакшайам бхавет

В «Агастья-самхите» сказано:
«Человек, который старательно изготовляет красивые бусины для четок или ожерелья из древесины туласи, обретает непреходящее благо».


Слава почитания листа туласи

Текст 200

йасйа набхи-стхитам патрам
мукхе шираси карнайох
туласи-самбхавам нитйам
тиртхаис тасйа макхаиш ча ким

В «Сканда-пуране» сказано:
«Какой смысл во множестве паломничеств и ягий для того, кто помещает на свой язык, голову, уши и пупок лист туласи, предложенный Господу Хари?»


Тексты 201-202

шатругхнам ча супунйаш ча
шри-карам рога-нашанам
критва дхармам авапноти
шираса туласи-далам

йах кашчид ваишнаво локе
митхйачаро пй анашрами
пунати сакалал локан
шираса туласим вахан

В «Сканда-пуране» также говорится:
«Человек, который возлагает себе на голову предложенный Господу Хари лист туласи, очищается, стяжает благочестие, становится богатым, избавляется от болезней и побеждает врагов. Даже если человек отверг варнашраму и привык лгать, он очищает все миры, если неуклонно поклоняется Господу Вишну и возлагает себе на голову предложенный Ему лист туласи».


Текст 203

карнена дхарайед йас ту
туласим сататам нарах
тат-каштхам вапи раджендра
тасйа настй упапатакам

В «Нарада-пуране» Шри Яма говорит царю Бхагиратхе:
«О великий царь, грех никогда не коснется того, кто регулярно помещает лист 
туласи или кусочек древесины туласи на свое ухо». 


Текст 204

касмад ити на джанимас
туласйа хи прийо харих
гаччхантам туласи-хастам
ракшанн эванугаччхати

В «Хари-бхакти-судходайе» посланцы Ямараджи говорят брахману-вайшнаву:
«Мы не понимаем… Господь Хари любит Туласи-деви. Когда человек держит туласи, Господь Хари Сам следует за ним и всячески защищает его».


Текст 205

йах критва туласи-патрам
шираса вишну-тат-парах
кароти дхарма-карйани
пхалам апноти чакшайам

В другой Пуране сказано:
«Помещая лист туласи на голову, вайшнав совершает множество благочестивых поступков, причем обретаемый им плод вечен».


Текст 206

мукхе ту туласи-патрам
дриштва шираси карнайох
куруте бхаскарис тасйа
душкритасйа ту марджанам

В «Гаруда-пуране» сказано:
«Видя, как человек помещает лист туласи на свой язык, голову или уши, Ямараджа вытирает из своей книги все его грехи.


Текст 207

три-калам вината-путра
прашайет туласйа йади
вишишйате кайа-шуддхис
чандрайана-шатам вина

О сын Винаты, человек, который съест лист туласи на восходе, в полдень или на закате солнца, станет безупречно чистым. Ему незачем совершать сто чандраяна-врат».


Тексты 208-209

чандрайанат тапта-криччхрат
брахма-курчхат кушодакат
вишишйате кайа-шуддхис
туласи-патра-бхакшанат

татха ча туласи-патра-
бхакшанад бхава-варджитах
папо пи сад-гатим прапта
итй этад апи вишрутам

В «Сканда-пуране» Шри Васиштха Муни говорит царю Мандхате:
«Съев лист туласи, человек становится безупречно чистым,—более чистым, чем он стал бы, совершив чандраяна-врату, тапта-криччхра-врату, брахма-курча-врату или кушодака-врату. Хорошо известно, что даже грешник, лишенный духовной любви, может войти в обитель Господа, если просто съест предложенный Господу лист туласи».


Тексты 210-220

кширобдхау матхйамане хи
туласи кама-рупини
утпадита маха-бхага
локоддхарана-хетаве

йасйах смарана-матрена
даршанат киртанад апи
вилайам йанти папани
ким пунар вишну-пуджанат

джата-рупа-майам пушпам
падмарага-майам шубхам
хитва ту ратна-джатани
гриханти туласи-далам

бхакшитам лубдхакенапи
патрам туласи-самбхавам
пашчад дишантам апанно
бхасми-бхутам калеварам

ситаситам йатха нирам
сарва-папа-кшайавахам
татха ча туласи-патрам
прашитам сарва-кама-дам

йатха джата-бало вахнир
дахате кананадикам
прашитам туласи-патрам
йатха дахати патакам

йатха бхакти-рато нитйам
наро дахати патакам
туласи-бхакшанат тат тад
дахате папа-самшайам

чандрайана-сахасрасйа
параканам шатасйа ча
на тулйам джайате пунйам
туласи-патра-бхакшанат

критва папа-сахасрани
пурве вайаси манавах
туласи-бхакшанан мучйет
шрутам этат пура харех

тават тиштханти папани
дехинам йама-кинкарах
йаван на туласи-патрам
мукхе шираси тиштхати

В «Сканда-пуране» Шри Брахма произносит Шри Нараде стих, известный как «Амрита-сароддхара», и этот же стих в конце истории об охотнике шри вишнудуты произносят перед ямадутами:
«Когда был вспахтан молочный океан, из него внезапно появилась прекрасная Туласи, которая была способна принимать любой образ и которой было предначертано спасти весь мир. Туласи-деви разрушает грехи тех, кто вспоминают, смотрят или прославляют ее. Что, кроме поклонения Самому Господу Вишну, сравнится с ней в могуществе уничтожать грехи? Золотому, рубиновому цветку или цветку, сделанному из множества самоцветов, Господь Вишну предпочитает один-единственный лист туласи. Даже жестокий охотник, съевший лист туласи в смертный час, дотла сжигает все свои грехи. Как Ганга и Ямуна изгоняют все грехи, так и лист туласи очищает каждого, кто съест его. Вкушение листа туласи исполняет все желания. Как пламя большого пожара сжигает лес и многое другое, так и вкушение листа туласи сжигает все грехи. Служа Господу Вишну, человек сжигает все свои грехи. Так же, вкушая лист туласи, человек сжигает великое множество грехов. Даже тысяча чандраяна-врат и сотня парака-врат не могут принести человеку того блага, которое он обретает, вкусив лист туласи. Я слышал, как Господь Хари сказал, что человек, съевший лист туласи, освобождается от тысяч грехов, совершенных в юности. Если человек помещает лист туласи себе на язык или на голову, он не встретится ни с грехами, ни со слугами Ямы. Плод дхатри появился из нектара. Лист туласи дорог Господу Вишну. Когда их вспоминают, предлагают, медитируют на них или вкушают их, они исполняют все желания».


Тексты 221-223

дхатри-пхалам ча туласи
мритйу-кале бхавед йади
мукхе йасйа шире дехе
дургатир насти тасйа ваи

йукто йади маха-папаих
сукритам нарджитам квачит
татхапи дийате мокшас
туласи бхакшита йади

лубдхакринатма-дехена
бхакшитам туласи-далам
сампрапто мат-падам нунам
критва пранасйа самкшайам

В «Сканда-пуране» Верховная Личность Бога говорит Ямарадже: «Если человек, умирая, поместит туласи или плод дхатри на язык, голову или тело, он не попадет в неблагоприятное место. Даже величайший грешник, не совершивший ни одного доброго дела, обретет освобождение, если он съест лист туласи. Охотник, съевший лист туласи, после смерти отправится в Мою обитель».


Тексты 224-225

упочйа двадашим шуддхам
паране туласи-далам
прашайед йади випрендра
ашвамедхаштакам лабхет. ити.

татхаива туласи-спаршат
кришна-чакрена ракшитах
брахма-бандхур ити кхйато 
хари-бхакти-судходайе

В другой Пуране сказано:
«Человек, который постится на чистый двадаши и на следующий день прерывает пост листом туласи, обретет результат восьми ашвамедха-ягий. Брахма-бандху, который съел лист туласи, был защищен чакрой Господа Кришны. Эта история прославляется в «Хари-бхакти-судходайе».


Текст 226

ким читрам асйах патитам туласйам
далам джалам ва патитам пуните
лагнадхибхала-стхала алавала-
мрит-снапи критснагха-винашанайа. ити. 

Также сказано:
«О чудо! Опавший лист туласи, вода, которая орошала туласи или немного земли от основания корней туласи очищают от любого греха, если их поместить на лоб».


Текст 227

шримат-туласйах патрасйа
махатмйам йадй апидешам
татхапи ваишнаваис тан на
грахйам кришнарпанам вина

И все же, несмотря на то, что листья туласи столь прославлены, вайшнавы никогда не примут их прежде, чем они будут предложены Господу Кришне.


Текст 228

кришна-прийатват сарватра
шри-туласйах прасангатах
санкиртйаманам дхатрйаш ча
махатмйам ликхйате дхуна

Шри Туласи-деви прославляют все писания, поскольку она очень дорога Господу Кришне». 

* * *
«В «Харинама-чинтамани» неоднократно подчеркивается: для того, чтобы преодолеть нама-апарадхи, необходимо общаться с чистыми вайшнавами. К сожалению, нам редко выпадает возможность повторять джапу непосредственно вместе с нашим гуру или в кругу возвышенных вайшнавов. Однако Шримати Радхика, заботясь о благоприятном общении для всех преданных – и взрослых, и детей – из сострадания послала в этот мир Вринду-деви, Свою наиболее сокровенную служанку, и велела ей поселиться в каждой стране. Вринда-деви явилась здесь как деревце туласи; она живет у преданных и заботится о ростках их бхакти. (…) На протяжении веков вайшнавы садятся перед Туласи-деви и повторяют святые имена. По беспричинной милости этой чистой преданной, которая погружена во враджа-прему, явившись при этом как скромное растение, бесчисленные садхаки становятся сиддхами. Если человек повторяет маха-мантру в присутствии Туласи-деви, его сердце быстро очищается и преданность Радхе-Говинде усиливается. «Повторение Харе Кришна маха-мантры, подкрепленное обетом, который дан перед Туласи-деви, обладает таким великим духовным могуществом, что просто благодаря одному этому человек становится духовно сильным» (Ч.-ч., Антья, 3.100, комм.). «Тот, кто повторяет мантры или возносит молитвы, сидя возле Туласи-деви, достигает цели гораздо быстрее» («Падма-пурана», Сришти-канда). (Из книги Маханидхи Свами «Искусство повторения святого имени»

* * *

ПРОСЛАВЛЕНИЕ ТУЛАСИ-ДЕВИ

(из «Паталаканды»)

Господь Шива сказал: «Мой дорогой Нарада Муни, пожалуйста, выслушай меня, я расскажу тебе об удивительной славе Туласи-деви. Тот, кто услышит о славе Туласи-деви, избавится от всех грехов, накопленных за много жизней, и очень скоро достигнет лотосных стоп Шри Шри Радха-Кришны.
Листья, цветы, корни, кора, ветви, ствол и тень Туласи-деви духовны.

Тот, чье мертвое тело сожжено вместе с древесиной туласи, отправляется в духовный мир, даже если он самый грешный из грешных, а тот, кто разводит такой костер, избавляется от всех грехов. Тот, кто в смертный час произнесет имя Господа Кришны рядом с деревцем туласи, отправится в духовный мир.
От соприкосновения с деревом туласи очищается любое другое дерево. Когда слуги Господа Вишну видят огонь, в котором горит древесина туласи, они тотчас же являются, чтобы забрать в духовный мир того, чье тело сжигают. Посланники Ямараджа не придут туда, где горит древесина туласи. Тот, чье тело сгорает вместе с древесиной туласи, направляется в духовный мир, а по пути полубоги осыпают его цветами. Когда Господь Вишну и Господь Шива видят такую душу, они радуются и благословляют его, а Господь Кришна выходит, и беря ее за руку, ведет в Свою собственную обитель. Тот, кто окажется в месте, где сжигают древесину туласи, очистится от последствий всех грехов. Если брахман будет использовать древесину туласи в огненном жертвоприношении, он вкусит плод агнихотра-ягьи (огненного жертвоприношения) за каждое предложенное такому огню зерно.

Тот, кто предложит Господу Кришне благовоние на палочке из древесины туласи, обретет результат сотни огненных жертвоприношений и раздачи в милостыню сотни коров.

Предложив Господу Кришне пищу, приготовленную на огне, в котором горела древесина туласи, за каждое зерно этого подношения человек получает такое же благо, как от раздачи в милостыню холма из зерна сравнимого с горой Меру.

Тот, кто предложит Господу Кришне светильник с кусочком древесины туласи, получит результат подношения Ему десяти миллионов обычных светильников. Нет более дорогого для Господа Кришны человека.

Тот, кто с преданностью умастит Божество Господа Кришны пастой из древесины туласи, всегда будет жить рядом с Ним.

Человек, который приложит землю, взятую у корней туласи, к своему телу и поклонится Божеству Господа Кришны, в один день обретет результат стодневного поклонения.

Тот, кто предложит Господу Кришне туласи-манджари, вкусит плод подношения Ему огромного количества цветов, а затем отправится в Его обитель.

Тот, кто увидит туласи или пройдет мимо дома или сада, в котором она растет, избавится от всех своих предыдущих грехов, включая грех убийства брахмана. Господь Кришна счастлив жить в доме, городе или в лесу, где присутствует Туласи-деви. Несчастья никогда не приходят в дом, в котором живет Туласи-деви; благодаря ее присутствию это место становится более чистым, чем все святые места.

Человек, посадивший дерево туласи близ храма Господа Кришны, попадет в Его обитель.

Ветер, несущий благоухание туласи, очищает каждого, кто улавливает это благоухание.

Полубоги вместе с Господом Кришной навсегда поселятся в доме, где хранится земля, взятая у корней деревца туласи.

Место, куда падает тень Туласи-деви, очищается и становится лучшим местом для совершения огненных жертвоприношений».


(Из «Сриштиканды»):

Карттикея спросил: «Мой дорогой отец (Господь Шива), какое дерево или растение способно даровать любовь к Богу?»

Господь Шива ответил: «Дорогой сын, из всех деревьев и растений Туласи-деви—величайшая и самая благоприятная. Она—исполнительница всех желаний, совершенно чистая, самая дорогая Господу Кришне высочайшая преданная.

Давным-давно на благо всех обусловленных душ Господь Кришна принес Вринда-деви в образе растения туласи и посадил в этом бренном мире. Туласи—это основа деятельности в преданном служении. Без листьев туласи Господь Кришна не принимает цветы, пищу или сандаловую пасту. Воистину, без листьев туласи Господь Кришна не взглянет ни на что.

Тот, кто ежедневно поклоняется Господу Кришне с листьями туласи, вкусит плоды всех видов аскез, благотворительности и огненных жертвоприношений. Воистину, у него нет иных обязанностей, и он осознал сущность писаний.

Как река Ганга очищает всех совершающих в ней омовение, так и Туласи-деви очищает все три мира.
Невозможно сполна описать благо подношения Господу Кришне туласи- манджари (цветов туласи). Вместе со всеми полубогами Господь Кришна живет везде, где присутствует Туласи-деви. Поэтому следует посадить Туласи-деви у себя дома и ежедневно поклоняться ей.

Тот, кто повторяет молитвы и воспевает имена Бога рядом с Туласи-деви, достигает успеха намного быстрее.

Все духи и демоны уходят из мест, где посажена туласи, рядом с нею уничтожаются любые грехи. Тот, кто посадит сад туласи, вкусит плоды любой благотворительности и ста огненных жертвоприношений.
Если человек положит предложенные Господу Кришне листья туласи себе на голову или в рот, он достигнет обители Господа Кришны. 

Тот, кто в Кали-югу поет перед туласи киртан, поклоняется ей, помнит о ней, садит туласи или ухаживает за ней, избавляется от всех своих грехов и очень скоро достигает обители Господа Кришны.

Человек, который проповедует славу поклонения Туласи-деви и на деле следует тому, что проповедует, становится очень дорог Господу Кришне.

Человек, который поклоняется Туласи-деви, удовлетворил своего гуру, брахманов, полубогов и все святые места.

Если человек предложит лист туласи Господу Кришне, он очень скоро станет вайшнавом. Разве нужно тому, кто вырастил деревце туласи для Господа Кришны или предложил Ему листья туласи, изучать писания? Он уже никогда больше не вкусит материнского молока (другими словами, он никогда не родится вновь). Тот, кто поклоняется Господу Кришне с листьями туласи, уже освободил всех своих предков из царства рождения и смерти.

Мой дорогой Карттикея, многое рассказал я тебе о славе Туласи-деви. Но даже если я буду славить ее вечно, мне не удастся достичь пределов ее величия. Тот, кто помнит и открывает другим славу Туласи-деви, никогда не родится вновь».


* * *

Как видим, помимо исключительного духовного блага, поклонение Туласи приносит также и все мыслимые материальные блага. Как правило, преданные Кришны не обращаются к Туласи за исполнением материальных желаний. И все же будем честными сами перед собой: свободны ли мы от них? Так или иначе, многие преданные обращаются за советом к астрологам и знатокам Аюрведы. Им было бы небезынтересно узнать, что говорит о Туласи знаменитый астролог-вайшнав Санджай Ратх. Ниже мы приводим выдержки из его статьи, опубликованной в 1999 году, под названием «Туласи – панацея от проблем васту». 

«…Устраняя все проблемы васту в доме и принося в него мир и процветание, Святая Мать, входя в лист туласи, дает также силу божественного видения тем, кто достаточно чист и целомудрен для того, чтобы получить такой дар.

Туласи-стхапана мантра
(Эта мантра используется для установления туласи дома, что решает все проблемы васту):

ом туласи йасйа бхаване 
пратйахам парипуджйате
тасйа грихам на джасйанти 
кадачит йамакинкарах

«О Туласи, дом, в котором ты растешь, и в котором тебе поклоняются, обходят стороной слуги Ямы».

Чтобы избежать любых опасностей, связанных с родами, а также мертворождения, ту же самую ягью следует проводить восемь дней подряд, начиная с субботы. Восемь листьев туласи помещаются в медный сосуд с водой, и в этот сосуд приглашают Туласи-деви. Затем женщина подает эту воду будущей матери, и та пьет ее ради здоровья своего ребенка. 

Приготовьте красные чернила, смешав синдур (киноварь) с мочой коровы. Напишите мула-мантру этими чернилами на листе туласи. Заверните лист в бхурджа-патру (бумагу), на которой нарисована кришна-янтра. Все это должно быть запечатано в медную капсулу и надето в четверг. Все виды наваграха-дош, кала-пуруша-дош, васту-пуруша-дош и т.п. будут полностью нейтрализованы.

Наилучшие месяцы для исполнения обетов поклонения Туласи—это карттика (Солнце в Весах), магха (Солнце в Козероге) и вишакха (Солнце в Овнах). Из этих трех карттика—самый подходящий».

 

Поддержка сайта

Если Вам интересен сайт и Вы хотите поддержать выращивание туласи, можете сделать пожертвование

limontour.com Turne Tranzito.com